рошу
не придираться к стилю изложения — я вовсе не профессионал и, поэтому
мой опус трудно назвать статьей, даже эссе язык не повернется назвать,
скорее это заметка.
Аналитика — дело не
благодарное, но коль сейчас каждый мнит себя профессионалом на этом
поприще и пишет свои смешные оценки и прогнозы о прошедших и
предстоящих событиях, попробую и я свои силы (порой кажется, что за
перо берутся после прочтения какой либо ахинеи и осознания того, что
сам можешь не хуже их написать, всмысле еще бредовее). Помнится, я даже
как-то писал что-то похожее, пытаясь призывать общественность
переходить на игры «новой волны», дескать, спонсоры туда деньги
вкладывают.
Оно-то, наверное, и правильно, ведь призывал я
тех, кто хотел быть «про», теми, кто зарабатывает деньги играя. Но был
один маленький нюанс: ну не может человек в 16 лет писать аналитику, не
может прогнозировать, поскольку многие вещи им попросту могут быть
проигнорированными и не понятыми в силу его юности (читай глупости), а
так же интересным такое чтиво может находить лишь его сверстник. Так и
вышло — одни думали, что это попытка розжига святой войны(прим.автора:
холивор от англи holly war — святая война в простонародье) другие, кто
понял из моего сумбура хоть каплю того, что я хотел сказать, если бы и
прислушались, то попали бы в просак. Поскольку все мои прогнозы
рухнули: CGS закрылся, Quake4 тоже остался не удел. И самое главное:
мое мнение относительно безоблачного будущего кибер-спорта изменилось
на корню.
Итак, хватит с нас лирических отступлений — ближе к
делу, как говорится. «Аналитичничать» я буду на предмет
жизнедеятельности всеми известной игры Quake III Arena. Вот уже шестой
год подряд слышаться эти, порой вопросы, а порой и восклицания «квейк
умер?/!». Как в 2003 году, после снятия Quake3 с World Cyber Games
заварилась эта каша: «умер или не умер?» так по сей день и продолжаем
расхлебывать. Но ведь самое страшное и смешное здесь, то, что люди
разговаривают о разных вещах, ведь каждый понимает «жизнь и смерть»
по-своему.
Разыграем сценку для наглядности, в которой кто-то, быть может, сможет узнать себя, друзей и знакомых. Вася
долго играл в Quake3 и, когда вышла четвертая часть квейка, то после
первого же чемпионата с адекватным призовым фондом, для Васечки из
второго подъезда третиквака «умерла», поскольку деньги вкладывать стали
в Quake4, и он начал усиленно тренироваться в новую часть квейка. О его
успехах на новом поприще мы говорить не будем, поскольку не в этом суть.
Главное,
что вы поняли, что есть для Васи «жизнь и смерть» игры. Федечка же, из
дома напротив, тоже играл в Quake3. Когда же вышла четвертая часть, то
Федя, не долго думая, купил болванку, заценил игру и положил ее на
полку. Феде не очень понравилась четвертая часть (прим.автора: далеко
не одному Феде), и он продолжил играть в свой любимый третиквак по
интернету, в клубах с друзьями на пиво и, иногда, на ЛВС-Вечеринках (прим.автора:
LAN-party в простонародье). Есть еще Петя, из соседнего двора, но
играет он в дотку так, что вопросы по поводу нашей заинтересованности в
его мнении по теме «умер ли квейк или нет?» отпадают.
А есть
еще человек, который не знаком с вашими «кибер-спортами». И, ежели, ему
рассказать о положении дел внутри всей инфраструктуры электронного
спорта и квейка в частности, то особой разницы он не заметит. Стоящие
турниры по третьему квейку не проводолись только в 2007 году, а такие
«раскачивания» в плотности заселения играми ивентов наблюдаются в
различных дисциплинах. Из чего наш человек не видит разницы между
сценой квакерской и той же КСерской. Ведь масштабы для него совершенно
одинаковы.
На его довольно трезвый взгляд, что квейк — сцена,
что вся кибер-спортивная тусовка — все является довольно не серьезной
инфраструктурой: да, играют детишки, да, можно заработать на карманные
расходы - ну и молодцы. Разницу в масштабах видит только Вася и всегда
ищет ту стихию, которая на его взгляд "живет". Федя же, на это внимания
не обращает и подавно, он играет в свое удовольствие и не задается
глупыми вопросами «жив квейк или умер», ведь, как ему придет такое в
голову ,когда он смотрит в свой монитор и видит там пейзажи вечно
молодой ztn3tourney1.
А таких игроков огромное количество,
даже у тех, кто играет в QuakeWorld почему-то аналогично глупых
вопросов а-ля «первоквака мертва или нет?» не возникает — он каждый
день играет и с русскими, и с финнами, и с другими народами, в которых
QW также жив. Участвует в он-лайн лигах, а иногда смотрит трансляции с
DreamHack, а, может, даже, и ездит на него.
К чему я тут начал
эти ролевые игры? А к тому, что «умер не умер» настолько субъективная
тема для обсуждения, что совершенно не имеет смысла быть поднятой. Для
того человека не видна разница между Quake2 сценой и остальным
кибер-спортивным сообществом , что уж там говорить о его взглядах на
обстановку дел с Quake3. Однажды я слушал интервью с Антоном Синьговым,
на отборочных к WCG2007.
Так вот, Лялечка задал ему вопрос
относительно дальнейшего развития кибер-спорта, на что Антон ответил
примерно так, что кибер-спорт, на его взгляд, достиг своего пика и
кардинальные видоизменения навряд ли будут иметь место. С чем я тогда
не согласился, а сейчас же наоборот согласен: меняться будут лишь
призовые на чемпионатах, ростеры команд и спонсоры, вкладывающие
деньги, но никак не количество вложений, по-крайней мере существенных
изменений не должно быть, на мой взгляд. Статус же, кибер-спорта и
вовсе навряд ли изменится в ближайшем будущем.
Для простого
человека нет разницы, играет ли парень в WarCraft или в Quake,
поскольку, с его точки зрения, он именно играет и лишь в исключительных
случаях может себя отчасти обеспечивать. А многие игроки, кричащие о
скорой кончине квейка попросту путают понятие «теплый карман» и
«игровое сообщество», принимая за жизнедеятельность своей игры первое,
а не второе.
Правда те, кто заморачивается именно на том, как
греет карман его кибер-дисциплина, наврядли когда-нибудь смогли бы
судить о жизнидеятельности игры по его сообществу, поскольку мотивацией
его прибывания в этой среде является сумеречная надежда прикосновения к
мировой верхушке(прим.автора: топу от англ. top) и не менее сумеречная
надежда обеспечивать себя. Правда, как правило, именно эти игроки
ничего и не добиваются, ведь, когда ты думаешь о том, какую выгоду игра
может приносить, а не о самой игре, то тебе становится трудно
сосредоточиться на игре и уж, тем более, преуспевать в ней.
Поэтому
хватит говорить, что квейк умер. Ведь мертв он настолько же, насколько
кибер-спорт жив: соревнования проводятся, деньги срывает лишь малая
кагорта про-геймеров. Все, как и в остальной кибер-тусовке, что еще
надо? Если люди составляют решения о жизни и смерти игры считая чужие
деньги, той самой кагорты, то не стоит к этому мнению прислушиваться.
Если
же вам нужна игра, то она живее всех живых, поскольку помимо
циркулирующей жизнедеятельности коммьюнити присутствуют еще и турниры,
даже, выигрывая их все, обеспечить вы себя навряд ли сможете, но
попытаться самоутвердится путем тренировок и побед никто вам не мешает.
А вот тем, кто думает как бы подзаработать - таким я бы посоветовал
найти высокооплачиваемую работу, а не в игры играть.
P.S. В
общем, автор хотел сказать, что ваш кибер-спорт — совершенно
бестолковое занятие, при условии, когда вы надеетесь, что после
выигранного золота на WCG или ESWC вас перестанут доставать гопники, а
девки сами поприлазят наубой, то вы глубоко ошибаетесь. Кибер-спорт
имеет смысл лишь тогда, когда вы хотите играть и выигрывать из-за игры,
а не из-за призрачных надежд прикоснуться к мировой элите и вмиг
очутиться в карете, которая еще пять минут назад была тыквой. Имеет
смысл тогда, когда на ваш выбор повлияли не тенденция с модой, и не
мейнстримность дисциплины, а лишь желание получать удовольствие.