Вступление
В последнее время много создано, написано и выложено разными авторами, на разных сайтах на тему абсолютно нового в мире явления, которое подобно Олимпийским Играм, также обладает прекрасным свойством объединять самые разные страны, континенты и народы — конечно же речь пойдет про киберспорт. Он сформировался и нашел своих поклонников в конце 90-х- начале 2000- х годов, за это время выросло не одно поколение чемпионов по самым разным игровым дисциплинам, как командным, так и дуэльным (как, например, Quake или Fifa).
Что касается России и экс-советских республик, то они также не остались чужды новому всемирному увлечению и внесли свой немалый вклад в развитие данного движения (вспомним хотя бы хет-трик российской команды на ВЦГ 2002, где играли такие люди, как М19 и Куллер, cтавший там впервые в карьере чемпионом мира, правда в парном разряде с Death).
Эту же статью я посвящаю золотому периоду истории существования украинского киберспорта, а если быть точнее, то речь пойдет про некоторых известных игроков СS-движения, появившегося вначале 2000-х ; c 2000 – 2008, в течение которых блеснули мастерством таких известные СS -команды, как GSC.Gameworld, TreZz, HR, Maverick и т.д.
1.Прошлое
Самой же известной командой Украины того периода были игроки GSC.Gameworld которую финансировали авторы “Казаков” и “Сталкера”, во главе с небезызвестным ZeroGrqvity, дважды побеждавшая на национальных квалификациях на WCG Grand-Final в 2001-2002 годах, правда выступления на международной арене разных лет оставляли желать лучшего.
В последующие годы идет активизация к-спортивного сообщества, формируются новые команды, увеличивается количество и качество проводимых чемпионатов.
Среди наиболее известных отметим KCL (Kiev CS League), кубок СНГ по СS под руководством все того же ZeroGravity, собравшем более чем 150 команд из России, Украины и Белоруссии, cреди которых было немало кланов – представителей элитного дивизиона, такие как, к примеру, белорусская команда Ultimo. Тот чемпионат прошел очень здорово (отметим, в особенности ситуацию, когда Virtus.Pro – Sally в одиночку уничтожил 3-х игроков команды ForZe в финале Кубка).
Отдельного разговора стоит участие украинских Сounter-Strike команд на финалах турниров серии ASUS. Все наслышаны об их частых победах на Асусах в номинации Сounter-Strike Masters, думаю не стоит на этом детально останавливаться (наверное все слышали о победах Pro100, AG, coming soon и других). Предварительный вывод из вышесказанного можно сделать такой – учитывая массовую и всемирную популярность к-спорта, охватившую мир и страны экс-СССР в частности, в дисциплинах сформировалась своего рода “элита”, бравшая титулы на популярных международных соревнованиях и турнирах (как он-лайн, так и приезжая в ту страну, где шел турнир).
Но однажды наступил такой момент, когда на основе уже некоторых состоявшихся и сыгранных украинских топовых Сounter-Strike кланов, стали формироваться абсолютно новые команды, а многие прогеймерские знаменитости прежних лет ушли в прошлое и появлялись на чемпионатах лишь с целью повидать старых друзей. Так распались GSC, TrezZz, zone-x и другие. Про новую волну игроков и пойдет речь ниже. Итак наш рассказ продолжается пойдет про Настоящее украинского к-спорта.
II. Настоящее
В данной заметке будут показаны некоторые мысли, появившиеся по поводу нынешнего состояния украинского киберспорта и еще автор даст свое мнение по поводу некоторых его современных особенностей, о которых будет более подробно рассказано ниже. Итак, поехали…
Начнем с того, что в последнее время на все массовые чемпионаты и турниры вроде Асуса по Сounter-Strike Masters от Украины ездят одни и те же люди — A-Gaming (взявшие буквально несколько мгновений назад первое место на отборах на Асус и заодно оплаченную квоту на финал в Москву),- ранее - Explosive или Pro100, победители турнира по КС-у в феврале 2007(в 2008 под этим тегом играли Виртусы, когда принимали участине в национальных отборочных на Украине).
Однако однажды ситуация развернулась на 180 градусов — и у многих фанатов детища Мяу возник вопрос: почему, несмотря на победу АГ в финале летнего Асуса по КС-у в этом году, они тем не менее не смогли взять квоту на гранд-финал WCG 2008? Чем это может быть обьяснено?
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации на примере.
Прочитав немалое количество репортажей и креативов на различных киберспортивных сайтах России и Украины, фанаты и просто почитатели игры команды могли обьяснить это лишь усталостью и постоянными рокировками в составах топовых команд, в особенности тех же A-Gaming (с учетом ухода, к примеру weiss, и участия в играх за команду markeloff из команды сoming soon). Постоянные уходы и приходы участников заставляли менеджмент клана переделывать по-новому уже сформированные тактики под нового человека в команде. И тем не менее, у ребят независимо от состава всегда были амбиции ехать на турнир на тот же ESWC и брать главный приз =).
Отметим что украинские команды не очень хорошо выступают на международных чемпионатах, обычно завершая свой путь к титулу в рамках групповой стадии.
Другое дело, что кроме стабильности и сыгранности состава, клану, важно иметь также толику везения – я про турнирную сетку, а с ней у АН и им подобных всегда были большие проблемы (стоит там появиться тем же Фнатикам).
Возьмем нынешний WCG UA 2008. Тот же неожиданно удачный заезд DTS.Chatrix в финале украинских отборов ВЦГ 2008 не смог обеспечить турниру действительной интересности и адреналина по сравнению хотя бы с тем, что я увидел в 2005-м, где действительно был драйв в боях за поездку в Сингапур, и про100 тогда почти дошли до финальной стадии, но перепутали флаги команд своих соперников из Team 3D и уступили в ¼ финала.В этом году доказывать свое мастерство в общемировом масштабе впервые поехали не АГ или Эксп — счастливым обладателями заветной квоты стали днепропетровцы из уже упоминавшегося DTS, которые поехали в Кельн от Украины.
Правда, удачным назвать их выступление на общемировом финале довольно трудно. Из постсоветских команд только к23 из Казахстана сумели добраться до топ-8 и закрепиться в элитном сообществе победителей турнира на равне c такими грандами, как SK, Fnatic.
Итак, вот как выглядит главная мысль всей моей статьи:
Первое и самое главное — украинскому киберспорту в целом не достает драйва и новых ярких лиц, не хватает раскрученных соревнований. Эту проблему мог бы решить подъем женского киберспорта, cоздание женских КС-лиг или на худой конец, национальные отборы среди девушек на Финалы ESWC и Асус. В России в этом вопросе полегче — там растут новые звезды, которые в состоянии добиваться успеха на российских и международных чемпионатах (хотя бы те же shara.bros).
Еще одной прекрасной идеей могли бы стать совместные российско-украинские отборочные на различные турниры, в том числе и на Чемпионат Мира по компьютерным играм, более известным под аббревиатурой ESWC не только по Сounter-Strike, а скажем по WC3 и Fifa.
Было бы замечательно также проводить шоу-матчи с участием топовых российских команд, как в России, так и Украине. |