Среда, 15 Мая 2024, 11:21:53
CyberSport в нашем черноземье
 Курск\Воронеж\Липецк\Тамбов\Старый Оскол\Белгород\Орёл\Курчатов\Брянск
Приветствую Вас Spectator | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
КиберСпорт! [28]
Всё самое интересное...
Обучение CS [35]
Учимся играть :)
Юмор [10]
Всё самое смешное :)
Разное [1]
Что не вошло в другие категории ..

Мини-чат
200

Наш опрос
Как часто вы посещаете данный сайт?
Всего ответов: 207

Главная » Статьи » КиберСпорт!

Провинциальный гейминг: инструкция по применению
«Титаническими усилиями правительству Российской Федерации удалось отодвинуть черту бедности за пределы Садового кольца» — эта бородатая шутка, в общем и целом, хорошо отражает суть воззрений жителей провинции на проблему определения таких понятий как «столица» и «регион» в России. Это две разных вселенных, социокультурные и экономические процессы, характерные для одной, кажутся совсем чужеродными для другой. Провинциальный киберспорт нашей родины  стал темой моего нового обзора. Для простоты изложения будем рассматривать только Counter-Strike.

«Регионалы» — недавняя история и  начало интеграции

Прежде всего, чтобы понять, что такое региональный электронный спорт нужно проникнуться психологией носителей идеологии компьютерных соревнований — то есть самих спортсменов. Как правило, это молодые люди старше 18 лет учащиеся вузов, колледжей, техникумов, институтов. Чуть реже это молодые ребята, заканчивающие 9,10 или 11 класс. Часть причин, по которым они занимаются любительским киберспортом лежит на поверхности. В абсолютном большинстве своём эти парни искренне любят соревновательный дух игры. Кроме того, различные небольшие лан-турниры больше напоминают вечеринки друзей, а значит, тут ребята могут спокойно попить пива и поболтать со своими товарищами о разных разностях.

Именно общение и приятная адреналино-накопительная атмосфера таких «вечеринок» и является лакомым кусочком развлечения для ребят, чей возраст и игровой опыт позволяет им особенно не тренироваться и не выкладываться на миллион процентов. Ребята просто берут своим спокойствием, знанием и зрелым подходом. Вот те, кто помоложе, не обладают таким опытом, однако они голодны до побед, а любое поражение воспринимают как личную трагедию. Эта «новая кровь» всё ещё проводит дни и ночи у компьютера, чтобы из демок профессиональных игроков узнать, как должно играть, затем со своими друзьями они отрабатывают тактики, тренируют стрельбу и едут-таки на крупный турнир в главный город своего региона.

Там происходит по-разному. Иногда эта «молодая кровь» так и остаётся циркулировать в отведённом ей злодейкой-судьбой пространстве, иногда, напротив, оставляет своих старших товарищей с носом и гордо едет покорять следующие горизонты, которые, конечно же, обозначены городом на букву «М».

Другие причины заниматься электронным спортом уходят своими корнями в социальную сферу жизни, и для провинции это особенно характерно. Дело  в том, что киберспорт и его активная инсталляция в нашу обычную жизнь благодаря специализированным порталам и телеканалам позволяет любому маленькому «винтику» системы почувствовать себя частью большого мира. В некотором смысле и музыка, и кино и ещё куча вещей в нашей жизни частично или полностью способствует этому же процессу, но в случае с киберспортом, который неразлучен с «мировой паутиной» — это заметно наиболее ярко. Судите сами, в обычной человеческий жизни индивид имеет в лучшем случае приличную по меркам его города работу, любящую девушку и ряд каких-нибудь увлечений, однако, скорее всего, за пределами родного подъезда судьба и важность его ежедневных свершений мало кому заметна и важна.

А кто же этот человек, если посмотреть на него сквозь призму киберспорта? Это часть огромного социума, причём не закрытого бетонными стенами и подъездными дверями, а невероятно открытого. Для него в этом социуме всегда есть место, там он всегда вовремя. Он каждый день читает новости о сильнейших атлетах и звёздах киберспорта, и его переполняет гордость за то, что он знает что-то неведомое для его соседей по лестничной клетке. Через какое-то время дистанционной слежки за миром большого спорта человек становится настоящим экспертом, а ведь это очень здорово чувствовать себя спецом в чём-либо.
С мотивировкой для участия в таком глобальном деле как индустрия электронного спорта мы более-менее разобрались. Я нарочно опускаю финансовый фактор, так как в России об этом глупо говорить. Киберспорт в регионах это чистой воды энтузиазм отдельных личностей.

Теперь давайте посмотрим, как же тренируются наши «регионалы».  Пару лет назад, когда нормальный по тем меркам интернет ещё не дошёл даже в наиболее крупные города нашей родины, они имели исключительно лан-тренировки в компьютерных клубах. Отсюда развились два любопытных признака регионального спорта. Первый — это отличная индивидуальная стрельба, скажите спасибо лановому минимальному пингу. Москва и Питер в это время уже делают попытки играть с иностранцами по интернету, выигрывая в получении интеллектуального игрового опыта, но «убивая» свою стрельбу пингом. Таким образом, именно в регионах рождаются настоящие хедшот-машины, которые и по сей день считаются одними из лучших в стране. В пример можно привести таких игроков как Dosia, Toyota, 400kg, Crawler и многие другие.

 Вторым признаком «регионализма» можно назвать монолитность сообщества. Прежде всего, число клубов даже в крупных провинциальных городах заметно меньше, чем в Москве. Это значит, что весь цвет местного киберспорта собирался во вполне определённой локации. Хочешь — не хочешь, а подружиться со всеми участниками комьюнити в такой атмосфере намного легче.  В тоже время право бесплатных тренировок (именно это являлось одной из главных предпосылок для создания лучшей в регионе команды) имел, как правило, один коллектив. Это значит что никаких особых брожений в умах «регионалов» никогда не было. Уйти из топовой команды на вольные хлеба не хотелось никому из желающих продолжить свою игровую деятельность. Поэтому все трансферы диктовались только командной необходимостью или желанием одного из игроков оставить киберспорт насовсем.

Высочайший личный скил, хорошая сыгранность и истинно-командные отношения давали «регионалам» ряд козырей перед московскими командами. Примерами этого могут стать a-Gaming, mega, tp.uSports, однако стихийных масштабов это явление, конечно же, не достигло. Дело в том, что эти примеры — лишь вершины айсберга, основой которого являлись различные неизвестные команды. Эти ребята старались пробить бетонную стену топов своего региона, но понимали, что это очень тяжело. Многие из них теряли мотивацию и уходили. Когда сообщество теряло эту важную, наступающую лидерам на пятки прослойку оно начинало разваливаться, а сами топы деградировали.

В Москве, лишённой в то время какого-либо одного «пупа Земли», дела наоборот шли в гору. Составы тасовались, ослабляя всех участников соревновательного процесса, но гоняя «новую кровь» взад и впепёд. Уровень конкуренции в Москве стал максимальным как раз в 2003-2004 годах, когда в регионах процессы разложения уже стали необратимыми. Кроме того, сами москвичи, всё ещё уступая в аиме, переняли кучу полезных вещей у своих иностранных соперников. Их игра была интеллектуальной, нелинейной и очень интересной. По-другому и быть не могло. Хочешь жить умей вертеться.

Спасти регионы от полного вымирания мог только интернет. К счастью глобальная сеть успела в последний момент обеспечить «регионалов» необходимым качеством соединения и позволить им вновь по крупицам собирать разрушенную инфраструктуру сообществ. Сейчас практически все регионы страны, кроме, пожалуй, восточной её части имеют вполне приличный коннект до Москвы. Поэтому сейчас  только разворачивается эта вторая волна регионального киберспорта, который хочет и в будущем сможет тягаться со столицей.

Соревновательность без соревнований? Оставьте себе!

Итак, кроме самого желания или нежелания киберспортсменов на развитие всей индустрии, конечно же, влияет развитие инфраструктуры для соревновательного гейминга и его продвижения.

Это немыслимо без различных турниров и шоу-матчей. Для того, чтобы ребятам был смысл ежедневно тренироваться, они должны иметь некоторые «чекпойнты» для уровня своего мастерства в виде хотя бы тех самых лан-пати. Увы, экономичные онлайн-турниры с хорошей системой проведения, организацией и судейством пока ещё в новинку в нашей стране, а любой очный чемпионат будет требовать затраты, хотя бы на оплату аренды компьютеров. Так и получается, что перспектива платить даже 1000 рублей с команды  останавливает примерно треть людей, которые хоть и не соотносят себя с геймингом, однако являются потенциальной игровой аудиторией.

Вот и выходит, что турниры собирают всего по 8-10 команд, что не даёт ни должного уровня соревновательности, ни хоть сколько-нибудь заметного призового фонда. Как правило, частота таких турниров очень быстро падает. Альтруистические порывы организаторов сходят на нет, и целые регионы остаются без чемпионатов как таковых. Игроки быстро теряют мотивацию и перестают играть на постоянной основе, общеигровой уровень падает и киберспорт в отдельно взятом селе Кукуево умирает.

К счастью, так происходит не всегда и не везде. Некоторым региональным организаторам удаётся или собрать весьма хорошую аудиторию, равную примерно 20 командам, которая сама себя развлекает и обеспечивает призами, либо даже в отсутствии этой «критической массы» привлечь к своим мероприятиям спонсоров и сделать соблазнительный призовой фонд, на который слетятся как мухи на варенье команды из всех соседних регионов. Погружаться в подробности регионального маркетинга у меня нет никакого желания, дело это крайне сложное, требующее серьёзной и кропотливой работы.

Скажу лишь, что спонсорам, конечно, не интересно выделять деньги на поддержание хорошего времяпрепровождения 30-40 парней, увлечённых игрой. Им нужны масштабные ивенты, после которых можно сделать хороший отчёт и предоставить его руководству. Поэтому привлекательным ивентом можно считать или глобальное мероприятие фестивального типа, либо региональную квалификацию престижного чемпионата типа  ASUS CUP, WCG, ESWC, KODE5.

Вот так мы уходим от доморощенных деревенских турниров и приближаемся к разветвленной системе квалификаций. Всего в стране около 15 городов, принимающих отборочные туры больших ивентов. Некоторые из них собирают мизерное количество команд, другие, напротив, превращаются настоящие шоу. Но, увы, даже одержав победу на местной квалификации, спортсмены элементарно не могут поехать на турнир, где они забронировали себе место. Денег, выделяемых организаторами, просто недостаточно для оплаты всех расходов на поездку. Причём винить региональных организаторов не стоит, большинство из них делает всё для того, чтобы представители их регионов всё-таки поехали в Москву. Просто порой сами организаторы в столице не в состоянии выделить деньги или даже просто не считают это нужным.

В общем, по факту поездка обходится игрокам в копеечку, а лишние дни проживания в Москве перед турниром, которые просто необходимы для сохранения игровых кондиций спортсменов, становятся непозволительной роскошью. Кстати, экономичный транспорт – самый обычный поезд, также, очень угнетающе действует на команду. Люди устают, людям скучно, люди уже по десять раз обсудили все новости и даже три раза поругались между собой. Кто не верит, попробуйте поездить на поезде из Москвы, например, в Новосибирск. Обещаю вам незабываемые эмоции в течение пары дней. Как после такого играть и показывать свою игру — уму непостижимо.

Выходит, что для регионов киберспорт намного (НАМНОГО!) дороже, чем для москвичей. Элементарно, берём команду-топ3 Москвы и любую из топовых региональных, а потом считаем расходы за год. Ещё раз подчеркну, что в провинции всё обстоит намного хуже с получением партнёров-спонсоров, и занятие геймингом ещё сильнее разрывает личный бюджет.

Пути выхода из такой ситуации видятся мне опять же  развитии интернета и сегмента онлайн-турниров и лиг, а также в популяризации киберспорта и развитии маркетинга, который позволит командам вливаться в хорошие игровые организации, у которых будут стабильные партнёры. Именно спонсоры и возьмут большую часть расходов киберспортсменов и позволят им сконцентрироваться на игре, а не на поиске финансов.

Журнализм как мотор для киберспорта

Теперь мы добрались до самой любимой моей сферы — журналистики. Её я, конечно, условно запихнул вместе с организацией турниров в инфраструктуру электронного спорта. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть важность как развития специализированных медиа, так и популяризацию гейминга в оригинальных гражданских СМИ.

Любая индустрия не способна развиваться без финансовых влияний, а для киберспорта единственный способ хоть немного заработать — это продать рекламу. Но рекламодателям не интересно молчаливое болото, которое тока и делает, что поглощает деньги. Инвесторам нужен шум, суета, иногда скандалы, одним словом, движение. Если этого движения не будет, не будет ничего, а какое движение в современном мире может быть без информации?

К сожалению, региональные киберспортивные порталы практически не развиваются. Причинами этого становятся и ограниченность аудитории, примерно 200-300 хостов в день, и жесткий дефицит грамотных кадров, которые могли бы освещать на должном уровне то немногое, что всё-таки происходит где-то неподалёку. Поэтому работа таких сайтов сводится к копированию новостей центральных порталов ну и к поддержанию жизни местного сообщества на форумах. Получается, что сами спортсмены о себе и писать должны.

Для того чтобы региональные ресурсы развивались нужно, чтобы было кому писать и о чём писать. Таким образом, решить проблему авторов легче лёгкого, достаточно найти грамотного человека и поставить ему приемлемую заработную плату. Однако для этого нужно, чтобы сам портал окупался и по возможности зарабатывал.

Опять мы уходим в дебри маркетинга, поэтому лучше поговори вот о чём. Реально ли освещать региональный сегмент новостей киберспорта на центральных порталах? Вопрос не такой лёгкий, как может показаться, в конечно счёте всё упирается в условно техническую возможность и, главное, целесообразность таких действий.

Техническая возможность подразумевает наличие источников информации на местах — элементарно тех самых региональных порталов. Не будут же центральные порталы заводить специальных корреспондентов в каждом селе и ауле. Вопрос целесообразности намного важнее и неоднозначнее, тут каждый читатель сам должен ответить, а интересно ли ему будет читать про очередной турнир в Самаре? А если неинтересно, то почему тогда ему же интересно  знать про аналогичный  по масштабам турнир в Гановере или Даласе? Хотя значительной, части аудитории вообще интересны только хедлайны.

Кстати, региональным новостям других стран мы уделяем внимания чуть ли не больше, чем основным новостям российского сообщества. Так русский сегмент ESL практически не освещается, регулярные онлайн-лиги CyberPlay тоже, даже чемпионат NPCL освещается на центральных порталах весьма скудно. Что уж говорить про «регионалку».

Если кому-то кажется, что в провинции ничего освещается, потому что ничего не происходит, то это не правда. Конечно ярких и важных новостей там не так много, однако происходят и крупные турниры с солидными призовыми, и громкие трансферы в топовых региональных командах. Проблема в том, что большинство из этого проходит молча. Нет движения, значит, никому и не нужно.

Порой это происходит по вине самих организаторов мероприятий, которые поленились разослать пресс-релизы, но иногда дело обстоит иначе. Главные редакторы заворачивают информацию о разных турнирах, мотивируя это тем, что организаторы ивентов, по их мнению, просто хотят бесплатной рекламы. Конечно, доля истины в этих словах есть, и если вы хоть раз пробовали пригласить  обычную телекомпанию на какой-то турнир, вас, скорее всего, должны были отправить из новостного отдела в отдел маркетинга. В этом смысле киберспортивные СМИ недалеко ушли от своих коллег.

В завершении этого несколько сумбурного обзора, я хотел бы подчеркнуть, что все процессы, которым подчинён наш киберспорт, носят неоднородный характер и трактовать отдельные позитивные или негативные примеры можно по-разному. Однако, в общем и целом, следуя простой логике «если долго мучиться, то всё получится», каждый из нас может сделать кусочек окружающей жизни немного лучше. Главное знать, что и как делать. Заранее прошу прощения за вынужденный логический примитивизм: я нарочно всё немного упростил, так как каждую из мини-тем можно было бы раскрыть на много-много страниц. Вполне вероятно, что о некоторых проблемах мы ещё поговорим на страницах нашего издания позднее.
Категория: КиберСпорт! | Добавил: kOLYAAAAA (29 Января 2009)
Просмотров: 827 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск


Статистика

Онлайн сейчас: 1
Гости: 1
Свои пацаны: 0

Copyright MyCorp © 2024